ЛА 23 Озеленение санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитная зона – создается для защиты жилых территорий от вредных выбросов, вредных предприятий иногда в качестве санитарно-защитного барьера между промышленной, солитерной зоной используется водоем. Для СЗЗ используются пыле - и газоустойчивый газон, древесно–кустарниковая растительность. Размеры СЗЗ для промышленных предприятий или для их отдельных зданий и сооружений с техническими процессами являются источниками вредных с точки зрения санитарных норм воздействия определяется в зависимости от класса вредности предприятия, а также с учетом мер предусматривающих по уменьшению неблагоприятного их влияния на окружающую среду и должны быть не менее:

-1класс – 1000м

-2кл – 500м

-3кл – 300м

-4кл – 100м

-5кл -50м

Зеленые насаждения в защитной зоне вокруг предприятия 1кл вредности закладываются на расстоянии 300-400м от источника выбросов. Такие зоны проектируются в виде нескольких полос, парки и спортивные сооружения в ни не устраиваются. Расстояние между полосами не должно превышать десяти кратной высоты самих насаждений, для большей плотности насаждения высаживаются в шахматном порядке с чередованием высоких и низких пород.

СЗЗ может устраиваться в виде чередующихся полос и массивов через 100-150м, полосы могут засеиваться газоном.

Эффективность действия санитарно-защитной зоны зависит от ее композиции и применяемых пород дере­вьев и кустарников. В последнее время все более утвер­ждается мнение, что санитарно-защитная зона не долж­на иметь сплошных посадок, лучше устраивать ее в виде чередующихся полос и массивов (через 100-150 м) с загущенной посадкой. Эти полосы и массивы могут за­севаться газоном или даже кормовыми культурами.

Действие озелененных санитарно-защитных зон про­является главным образом в теплую безветренную пого­ду. Как правило, в такие дни в природе наблюдается вертикальная циркуляция воздуха, причем в городе она проходит более интенсивно, чем в сельской местности. Накаленные солнцем поверхности крыш, каменные сте­ны, асфальт сильно нагревают приземные слои воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а на его место попа­дает более холодный воздух с близлежащих зеленых массивов или с поверхности водоемов, заменяемый, в свою очередь, нисходящими потоками из верхних слоев атмосферы. Под действием циркуляции воздуха выде­ляемые предприятиями пыль, гарь, газы опускаются на зеленые насаждения и проходят через их «живой фильтр».

Хотя оздоровительное действие санитарно-защитных зон проявляется наиболее эффективно в летние месяцы, в зимнее время деревья и кустарники также погашают скорость движения воздуха и тем самым способствуют его очищению, только менее интенсивно, чем в облиствен­ном состоянии.



ЛА 24 История ЛА

Принципы садово-паркового искусства формировались столетиями. В процессе развития ландшафтного искусства за многие века были выработаны разнообразные приемы организации садов и парков, которые отражали различия в природно-климатических условиях, бытовые и культурные традиции, эстетические взгляды той или иной исторической эпохи.

Известные композиционные приемы в ландшафтном искусстве условно можно свести к двум: регулярный и пейзажный.

Для первого характерна четкая геометрическая, а для второго - живописная планировка территории, группировки зеленых насаждений, размещение архитектурных элементов. Указанные направления в садово-парковом искусстве иногда называют, соответственно, французским и английским стилями.

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах.

Планировка садов Египта отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединяющая его со входом на учас­ток, являлась основной композиционной осью, делившей территорию на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоемы. В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н.э.).

В Древней Греции был распространен прием симметричной обсадки деревьями храмов, а иногда и центров городской жизни (например, афинская агора). Уже в V в. до н.э. суще­ствовали сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских городов.

Сады Древнего Рима, обычно окру­женные колоннадами, отличались композиционной взаимосвязанностью природных и архитектурных форм; большую роль играли водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники; излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки, перголы, увитые зеленью.



Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, обычно замкнутые и окруженные со всех сторон стенами.

Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы разработали приемы разбивки регулярного сада, являвшегося органичным элементом архитектурного ансамбля. В композиции садов активно использовался рельеф с подпорными стенками, лестницами, а также скульптура, каскады, бассейны.

Вершиной развития регулярного стиля в садово-парковом искусстве XVI] в. считается парк в Версаль (Франция), созданный Андре Ленотром. Он сумел превратить неинтересную заболоченную местность с мелким лесом и маловыраженным рельефом в произведе­ние садово-паркового искусства. Центральная ось, подчеркнутая зеленым ковром партера и каналом, завершается перед дворцом двумя водными зеркалами. Плотные зеленые массивы - боскеты - были сформированы как густые рощи, окруженные высокой стриженной зеленью (некоторые из них внутри решались как открытые пространства - зеленые «залы», «кабинеты», украшенные скульптурой, колоннадами и др.).

В основе парков «французского» (регулярного) типа в большинстве случаев лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные перспективы. Идеи А.Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства XVII - первой половины XVIII вв.

Пейзажный стиль, сменивший регулярный, в композиционных приемах резко от него отличался. На развитие принципов садово-паркового искусства в Европе большое влияние оказали философские идеи Просвещения, а также искусство Китая. Первоначально пейзаж­ные парки возникли в Великобритании, а затем во Франции и других странах Европы. В основе пейзажных, или «английских» парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы. Стремление подражать природе заставило мастеров садово-паркового искусства свободно трактовать композицию плана парка, который всецело подчинялся формам рельефа, контурам акваторий и существующих массивов зеленых насаждений. Для слияния с окружающими ландшафтами уничтожалась ограда парков, которая заменялась рвом, а если и устраивалась, то маскировалась зелеными насаждениями. Подражая природе, мастера садово-паркового искусства XVIII в. в то же время насыщали парки всевозможными романтическими элементами - руинами, гротами, постройками, имитировавшими сельское жилище.

В начале XVIII в. появились знаменитые дворцово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне и др. Русское садово-парковое искусство творчески развивало традиции европейского. Более динамичны по про­странственному решению парки середины XVHI в. - парк в Царском селе под Петербургом, в Архангельском и Кусково под Москвой.

С конца 18 в в России получили распространение принципы пейзажной планировки. Лучшими образцами этого стиля явились парки в Павловске и Гатчине, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках под Москвой и др.

Социальная значимость ландшафтного проектирования, его методы позволяют решать архитектурно-градостроительные задачи с учетом требований современной экологии и ландшафтной архитектуры.

ЛА 25. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры.

В настоящее время уделяется большое внимание научному обоснованию проектирования, детальному анализу социальных функционально-планировочных ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.

Можно выделить ряд основных тенденций:

1) Дополнение ландшафта искусственными элементами

2) Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде

3) Разработка озелененных территорий специального назначения

4) Введение в практику искусственных пространств, размещающихся на крышах или в интерьерах

5) Экологизация СП искусства

6) «Экономия ландшафта» или эстетизм ландшафта

7) Создание мини-парков

8) Расширение стилевых направлений

9) Использование возможностей традиционных и новых материалов

10) Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов

11) Создание новых типов объектов СП искусства

12) Возврат к традициям прошлых эпох

13) Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого», «все наоборот», «эффект отражения».


7699523497825693.html
7699639325991441.html
    PR.RU™