Часть I. Теоретические основы псикологичЕской ряботы с аЕтьми

но, чтобы формирование произвольности осуществлялось дос­таточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения,можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки»1.

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (напри­мер: «Что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?»), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пере­секаются с ролевыми методами.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные кар­тинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (на­пример, тема дружбы или что-то очень страшное) или, поми­мо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (де­тям дают подержать пушистый хвостик или кусочек мрамора и т.п.). Мысленная картинка может «оживляться». Автор кар­тинки выбирает детей на роли героев и предметов своей кар­тинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предме­ты картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают ав­тору и актерам картинки.

Задания с использованием терапевтических метафор.Главная особенность саморазвития — это то, что личность бе­рет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необ­ходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ре-

Многократно повторяющиеся упражнения отмечены знаком



7702680536005542.html
7702709051327221.html
    PR.RU™