ГЛАВА 10. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ОТДЫХА

Предыдущая1234567891011Следующая

10.1 Задачи и система физического воспитания в детском лагере отдыха

Интенсификация учебного процесса, увеличение интеллектуальных нагрузок в пе­риод учебного года, психические нагрузки, связанные с темпом жизни современного города настоятельно требуют, чтобы в летний период снималось накопленное физическое и умст­венное напряжение, укреплялась мышечная и нервная система.

Детский лагерь отдыха - основной тип внешкольных воспитательно­оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул.

Физическое воспитание в детском лагере отдыха содействует укреплению здоро­вья детей; привитию устойчивых привычек и умений заниматься физическими упражнения­ми; приучению к рациональному режиму дня; к выполнению правил личной и общественной гигиены; организации содержательного активного досуга.

Теоретические исследования и практический опыт позволили обосновать систему физического воспитания в детском лагере отдыха, которая включает в себя следующие эле­менты:

-научно-обоснованный режим дня с обязательной трехчасовой двигательной активностью для каждого ребенка;

-личная и общественная гигиена, закаливание организма (солнечные, воздушные процеду­ры);

-обучение жизненно-необходимым умениям и навыкам (плаванию, ориентированию на ме­стности);

-формирование физических качеств на тренировочных занятиях и соревнованиях; -пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

Только комплексная реализация всех элементов сложившейся системы, при совме­стной работе всех педагогических работников лагеря отдыха, способна дать наивысший оз­доровительный эффект.

Критерии эффективности работы по физической культуре и спорту: -положительные функциональные сдвиги в организме детей;

-улучшение личных показателей развития двигательных качеств;

-овладение новыми умениями Физкультурно-спортивного профиля;

-двигательная и эмоциональная удовлетворенность от насыщенности средств и разнообразия Физкультурно-спортивных мероприятий.

Требования к методике работы по Физическому воспитанию следующие: массовый охват детей при реализации двигательного режима; содержание и формы организации заня­тий должны дифференцироваться по возрасту, состоянию здоровья, уровню физической под­готовленности; учет интересов и использование самодеятельности детей.

Обязанности должностных лиц и содержание их работы по руководству активным отдыхом:

Начальник детского оздоровительного лагеря, старший воспитатель, старший вожа­тый осуществляют общее руководство и контроль, несут ответственность за постановку ра­боты, обеспечивают условия для полноценных занятий.

Педагог по физическому воспитанию выполняет управленческую, инструкторскую и тренерскую деятельность:



-организует общелагерные массовые физкультурно-спортивные мероприятия, работу сек­ций;

-проводит инструктивно-методическую работу с воспитателями и вожатыми, Физкультур­ным активом;

-совместно с активом готовит места занятий, обеспечивает инвентарем и оборудованием, ве­дет учет результатов работы.

Инструктор по плаванию:

-совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех физкуль­турно-оздоровительных, спортивных мероприятий;

-организует и проводит мероприятия по закаливанию, по обучению детей плаванию, прие­мам спасения и оказания первой помощи.

Инструктор по туризму:

- организует обучение школьников туристическим умениям и навыкам, проводит туристиче­ские слеты, соревнования по туристической технике, ориентированию на местности;

- организует туристические походы, экскурсии.

Вожатый отряда:

- планирует и проводит физкультурную работу в отряде;

- комплектует и обеспечивает участие детей отряда в общелагерных физкультурных меро­приятиях;

- осуществляет контроль за выполнением санитарно-гигиенических правил, мероприятий по закаливанию; участвует в обучении детей плаванию;

- участвует во всех инструктивно-методических занятиях, проводимых педагогом по физи­ческому воспитанию и инструктором по плаванию.

Педагог-воспитатель принимает активное участие в проведении всех массовых физкуль­турных мероприятий в отряде; обеспечивает педагогическую направленность в самодеятель­ных занятиях детей играми и физическими упражнениями

Педагог по физическому воспитанию разрабатывает также перспективный план ра­боты на лето с основными разделами: оздоровительная, спортивно-массовая, учебно­тренировочная, агитационная, хозяйственная.

Календарный план физкультурных мероприятий на смену составляется по схеме:

Наименование Дата проведения Участники I Ответственный
мероприятий

Вожатый, исходя из плана общелагерных мероприятий, составляет план физкультур­но-спортивных мероприятий отряда. "Ни дня без спорта" - обоснованный принцип, так как многие соревнования быстротечны, а дети имеют способность быстро восстанавливать си­лы.

10.2. Формы и содержание работы по физической культуре

I Утренняя гигиеническая гимнастика. Через 5-7 мин после пробуждения под руководством вожатого выполняются 7-10 упражнений в течение 10-15 мин. Для обеспечения эффективно­сти занятий рекомендуется использовать разнообразные ее формы (утренняя пробежка, под­готовка нормативных требований в форме игры) с обязательным закаливанием водой.

2. Отрядные учебно-тренировочные занятия проводятся 6-8 занятий за смену с целью под­готовки команд к соревнованиям, удовлетворения интереса к состязательным и игровым формам.

3. Занятия в секциях, кружках, командах и группах (по легкой атлетике, спортивным иг­рам, аэробике, туризму) проводятся для наиболее подготовленных и желающих совер­шенствоваться в избранном виде спорта.

4. Занятия по плаванию организуются в следующих формах: купания по отрядам, учебно­тренировочные занятия в секции, занятия по обучению не умеющих плавать.

5. Спортивные соревнования по отдельным видам упражнений (день бегуна, день прыгуна, день метателя)

6. Общелагерная спартакиада по Футболу, пионерболу, настольному теннису, плаванию, шашкам и шахматам, кроссу и др. Ей предшествует отрядная спартакиада, в которой сорев­нуются звенья и каждый участник.

7. Физкультурные мероприятия на празднике. В содержание праздника включаются массо­вые подвижные игры и простейшие соревнования по отдельным видам упражнений, показа­тельные массовые и индивидуальные выступления, соревнования по спортивным играм.

8. Эстафеты различают линейные, встречные, круговые, комплексные , туристические, военизированные и т.д.

9. Спортивные КОНКУРСЫ метателей в цель и на дальность, силачей, на лучшую пирамиду, "Зарядка", на лучшего футболиста и т.д.

10. Многоборья (бег 60 м, прыжки в длину, метание мяча, кросс ЗОО-бООм (девочки) и 500- 800 м (мальчики)). Составляется сводный протокол, где по сумме занятых мест можно опре­делить место каждого.

11. "Веселые старты". Включаются 5-3 несложных веселых заданий, конкурс капитанов, учитываются поощрительные баллы болельщикам за номера художественной самодеятель­ности, показательные выступления.

12. Товарищеские встречи между отрядными командами или сборными командами соседних лагерей по легкой атлетике, футболу, пионерболу и т.д.

13. Игры на местности ("Встречный маршрут”, "Хождение по азимуту”, "Открой тайник" и

т.п.)

14. Соревнования по шашкам, шахматам, дартсу, настольному теннису, а также аттракционы, и спортивный КВН, викторины проводятся при неблагоприятной погоде.

Среди способов проведения соревнований по спортивным и подвижным (командным) играм наибольшей популярностью пользуются:

- круговая система (при проведении соревнований с небольшим количеством команд, так как требуется относительно много времени, все команды играют друг с другом);

- система с выбыванием (это олимпийская система, которая применяется при большом числе команд и малом времени на проведение соревнований, проигравшая команда вы­бывает);

- смешанная система (вначале участники соревнуются в подгруппах по олимпийской систе­

ме, а, например четыре команды, вышедшие во 2-й этап играют по круговой системе). Ос­тальные могут проводить утешительные игры по олимпийской системе.

10.3 Туризм в системе физического воспитания детей школьного возраста

Туризм является наиболее комплексный видом воспитания здорового и закаленно­го человека. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, взаимопомощи, является прекрасным средством познания красоты природы. У школьников потребность в туризме объясняется романтичным пред­ставлением об окружающем мире. В силу возрастных особенностей подростки желают ис­пытать себя в походе, надеются на приключения, желают познать тайны природы. Насколько будет удовлетворен их интерес, во многом зависит от педагога-руководителя похода

По форме и содержанию туристская деятельность разнообразна: прогулка, экс­курсия, экспедиция, туристский поход.

Туристский поход -это путешествие с активным способом передвижения в отда­ленные от места жительства районы, осуществляемое с познавательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской, агитационной целями.


7783553218343122.html
7783594303935969.html
    PR.RU™